Top.Mail.Ru
Для функционирования сайта мы применяем файлы cookies и сервисы статистики.
Продолжая его использование, Вы соглашаетесь с Политикой применения cookies и Политикой конфиденциальности.
Новости и публикации

Выездная налоговая проверка 

Вопрос: Добрый день. На предприятии проходит выездная налоговая проверка за 2016-2018 год. ИФНС запросили предоставить копии платежных документов подтверждающих перечисление и получение денежных средств (платежные поручения банка) с 2008 года по действующим на период проверки договорам займа. Предыдущая выездная проверка проводилась за период до 2012 года. Обязаны ли мы хранить и предоставлять данные документы за период с 2008-2015 годы?

Ответ на вопрос для журнала «Финансовый директор» подготовил Валерий Провоторов, ведущий юрист налоговой практики юридической компании Coleman Legal Services:

Общество не обязано хранить платежные документы за пределами сроков, установленных законодательством о налогах и сборах, а также законодательством о бухгалтерском учете, но вправе осуществлять такое хранение, если документы необходимы для подтверждения достоверности понесенных расходов (полученных доходов) в проверяемом периоде.

Общество должно представить платежные документы за период с 2008 по 2015 года по действующим договорам займа, если такие документы необходимы для подтверждения достоверности понесенных расходов (полученных доходов) в проверяемом периоде.

По общему правилу организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Исходя из положений налогового законодательства организации обязаны обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов, а также уплату (удержание) налогов в течение четырёх лет (п. 8 ст. 23 НК РФ). Согласно нормам законодательства о бухгалтерском учете первичные учетные документы и другие документы подлежат хранению в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела (ч. 1 ст. Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ)).

В соответствии со ст. 292 Приказа Росархива от 20.12.2019 № 236 платежные поручения должны храниться в течение 5 лет. Анализ части II НК РФ, посвященной особенностям исчисления и уплаты налогов и сборов, свидетельствует о том, что в определенных случаях четырех и пятилетний срок хранения документов может быть увеличен на более продолжительный период. Так, например, организации, уплачивающие налог на прибыль, обязаны хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка в течение всего срока, когда он уменьшает налоговую базу текущего налогового периода на суммы ранее полученных убытков (п.4 ст. 283 НК РФ).

Анализ судебной практики, посвященной вопросу о сроке хранения документов, свидетельствует о том, что в нормах п. 8 ст. 23 НК РФ, а также в ч. 1 ст. Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ установлены минимальные сроки хранения документов, не препятствующие более длительному хранению документов. В частности, обратите внимание на определение КС РФ от 26.10.2017 № 2463-О. Согласно данному судебному акту налоговый орган затребовал у ИП копии первичной документации относительно финансово-хозяйственной деятельности. При этом физическое лицо уже прекратило предпринимательскую деятельность, а также истекли сроки хранения истребуемых документов.

Конституционный суд при этом сформировал следующую позицию, согласно которой п. 8 ст. 23 НК РФ лишь устанавливает минимальный срок хранения документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов, а также уплату (удержание) налогов.

Налоговое законодательство не препятствует налогоплательщику обеспечивать сохранность таких документов в течение более длительного времени в случае, если он, в том числе исходя из специфики своей деятельности, осознает возможность получения дохода даже после ее завершения и полагает необходимым представление соответствующих документов при проведении мероприятий налогового контроля.

Кроме того, п. 8 ст. 23 НК РФ представляет собой гарантию непредъявления налоговым органом претензий, связанных с самим по себе отсутствием у налогоплательщика документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, по истечении установленного данной нормой срока. В постановлении ФАС Уральского округа от 17.11.2009 по делу № А47-5018/2008 судьи указали, что после истечения сроков хранения документов, установленных в п.8 ст. 23 НК РФ, налоговые органы не вправе привлекать к ответственности за непредставление таких документов (схожая позиция содержится в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 06.07.2009 по делу № А05-8773/2008).

Таким образом, исходя из указанных норм законодательства, а также судебной практики считаем, что предприятие не обязано хранить платежные документы за пределами сроков, установленных законодательством о налогах и сборах, а также законодательством о бухгалтерском учете, но вправе осуществлять такое хранение, если документы необходимы для подтверждения достоверности понесенных расходов (полученных доходов) в проверяемом периоде. В отношении обязанности предприятия по представлению платежных документов необходимо отметить следующее.

По общему правилу обязанность налогоплательщиков предоставлять в налоговый орган документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, соответствует праву налоговых органов требовать такие документы (подп. 6 п. 1 ст. 23, подп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ). Предметом выездной проверки является правильность исчисления и уплаты налогов (п. 4 ст. 89 НК РФ). Общие основания для запроса документов при выездной проверке установлены в п. 12 ст. 89 НК РФ.

Согласно указанной норме, налогоплательщик обязан предоставить проверяющим возможность ознакомится с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов. Согласно п. 1 ст. 93 НК РФ налоговые органы вправе истребовать необходимые для проверки документы. При этом повторно предоставлять ранее представленные документы не требуется при условии надлежащей подачи уведомления в налоговый орган в порядке п. 3 ст. 93 НК РФ (п. 5 ст. 93 НК РФ).

Следует отметить, что п. 5 ст. 93 НК РФ не содержит положений о том, считаются ли документы ранее предоставленными, если указанные документы ранее представлялись для ознакомления в ходе проведения выездной налоговой проверки. Анализ судебной и правоприменительной практики также не выявил подходящих решений или постановлений по данному вопросу. Исходя из описания ситуации налоговый орган запросил платежные документы за периоды, не охваченные проверкой по действующим на период проверки договорам займа, которые, по его мнению, повлияли на правильность исчисления и уплаты налогов за соответствующий период.

Общество в рамках предыдущей проверки предоставляло налоговому органу возможность ознакомиться с платежными документами за период с 2008 по 2012 года и налоговый орган использовал реквизиты платежных документов в акте проверки.

Неоднозначная ситуация, при которой налоговый орган фактически владел документацией, но в то же время общество не предоставляло документы в рамках ответа на конкретное требование, по нашему мнению, может привести к возникновению претензий проверяющих, в случае непредставления таких документов. Что касается платежных документов по действующим договорам займа за период с 2012 года по 2015 год то, по нашему мнению, Общество обязано предоставить проверяющим платежные документы для проверки полноты и правильности исчисления налогов, если данные документы обосновывают правильность понесенных расходов (полноту полученных доходов) при исчислении налога на прибыль за периоды, охваченные выездной проверкой.

Анализ судебной практики свидетельствует о том, что налоговые органы вправе запросить документы, не относящиеся к периоду проверки, если такие документы повлияли на исчисление налогов проверяемом периоде (см. постановление АС Поволжского округа от 13.06.2017 по делу № А72-12629/2015). Таким образом, предприятие, по нашему мнению, должно представить платежные документы за период с 2008 по 2015 года по действующим договорам займа, если такие документы необходимы для подтверждения достоверности понесенных расходов (полученных доходов) в проверяемом периоде.

Читать статью полностью >>> 

Все Новости и публикации
+7 (499) 322 88 77 info@coleman-legal.ru