Должностную инструкцию главбуха пора менять
Новый профстандарт бухгалтера – повод переписать ваши должностные инструкции. В тех, которые действуют сейчас, оказались чужие обязанности и риски. Они есть в каждой из должностных инструкций. Сколько всего лишнего прописали главбухам, что в этом опасного и как все изменить в свою пользу. С 6 апреля 2019 года действует новый стандарт для бухгалтеров.
Главбух работает финансовым директором
Выяснилось, что многие правила инструкций главбухов взяты из квалификационных справочников. А именно из общеотраслевого справочника должностей руководителей, служащих и других специалистов (утв. постановлением Минтруда от 21.08.1998 № 37). Документ действует, и в нем по каждой должности назвали обязанности сотрудника, что он должен знать и на каком уровне. Большинство должностных инструкций главбухов – это набор формулировок из справочника образца 1998 года. Требования к главбуху скорректировали всего раз в 2003 году (постановление Минтруда от 12.11.2003 № 75). Тогда отдельно прописали должность финансового директора. При этом в современных инструкциях для руководителя бухгалтерии по-прежнему прописаны планирование, контроль выполнения смет, обеспечение финансовой устойчивости компании и пр. (см. фрагмент «Обязанности финансового директора»).
Павел Зюков, старший партнер, руководитель налоговой практики Юридической компании Coleman Legal Services прокомментировал данные изменения для журнала «Учет.Налоги.Право»: «Соглашаться с таким функционалом можно только в случае, если главбух совмещает должность финансового директора, например. Иначе такие обязанности стоит исключить из должностной инструкции».
Кадровое дело в бухгалтерии
Функционал по кадровому учету обычно поручают бухгалтеру, который начисляет зарплату, а контроль – главбуху. Коллеги часто выполняют дополнительные обязанности неформально и без доплаты. В должностных инструкциях главбухов редакция не выявила формулировок, которые обязывают вести кадровое делопроизводство. Но некоторые функции специалистов по кадрам замаскировали под контроль
за начислением зарплаты и работой материально ответственных сотрудников.
«К бухучету не относятся контроль штатного расписания и установление окладов. Рекомендую исключить эту обязанность из должностной инструкции главбуха» — предложил Павел Зюков, старший партнер, руководитель налоговой практики Юридической компании Coleman Legal Services в статье для журнала «Учет.Налоги.Право».