Эксперт назвал способ слезть с «миграционной иглы» в сегменте рабочих профессий
Сокращение квот на привлечение иностранных рабочих в России, с одной стороны, может усугубить сложившуюся ситуацию с дефицитом таких кадров, но с другой — позволит постепенно снизить зависимость отечественного рынка труда от дешевой рабочей силы и слезть с «миграционной иглы». Об этом заявил «Известиям» управляющий партнер «ВекторСтройФинанс» Андрей Колочинский, комментируя инициативу Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) о повышении зарплаты рабочих за счет сокращения маржи бизнесменов в понедельник, 5 июля.
Колочинский назвал проблему нехватки рабочих рук «действительно актуальной» для застройщиков.
«Сегодня, по разным оценкам, строительная отрасль не досчитывается от 850 тыс. до 1 млн рабочих. Замещение кадров из Средней Азии специалистами из российских регионов удорожает строительный процесс», — сказал он.
Эксперт также заявил, что в свете предстоящего обязательного перехода на BIM-моделирование застройщикам «давно стоит задуматься» о привлечении специалистов с более высокой квалификацией, способных работать с цифровыми проектами.
«Полагаю, что предложение по сокращению квот на привлечение иностранных работников вряд ли приведет к повышению заработных плат по всей стране, поскольку в России уже исторически сложилась та или иная вилка заработных плат по соответствующим должностям, переступать которую работодатели будут только в исключительных случаях и вне зависимости от сокращения квот», — сказал «Известиям» Председатель комитета по налогам московского отделения «Опоры России», старший партнер и руководитель налоговой практики юридической компании Coleman Legal Services, Павел Зюков.
В свою очередь, генеральный директор кондитерской компании Faretti Глеб Козлов заявил «Известиям», что считает инициативу о повышении зарплаты рабочих за счет сокращения маржи предпринимателей пагубной в долгосрочной перспективе и для бизнеса, и для сотрудников.
Если производственным компаниям придется снижать маржинальность в пользу увеличения зарплат, то для некоторых предприятий такая схема будет невыгодна и они вынуждены будут закрыться, либо «перейти на серую сторону», или же нанять менее оплачиваемых сотрудников, например мигрантов, которые готовы выкладываться на 100%, отметил он.
В целом в России до сих пор остро стоит проблема понимания нужд бизнеса как на уровне властей, так и на уровне линейного персонала, подчеркнул Козлов.
«Если посмотреть глубже, то в долгосрочной перспективе такой сегодняшний шаг может попросту привести к активной автоматизации предприятий, замене людей роботами и, как результат, колоссальному росту безработицы уже через 5–10 лет. Таким образом, те, кто сейчас голосует за инициативу, попросту окажутся на улице», — добавил он.
Зюков также выразил мнение, что предложение по сокращению квот на привлечение иностранных работников вряд ли приведет к повышению заработных плат по всей стране, поскольку в России уже исторически сложилась та или иная вилка оплаты труда по соответствующим должностям. Он подчеркнул, что переступать этот порог работодатели будут «только в исключительных случаях и вне зависимости от сокращения квот».
При этом ограничение квот на иностранных работников, по его мнению, в первое время может, наоборот, негативно отразиться на ряде отраслей экономики, в которых преимущественно использовался труд иностранцев.
Ранее в этот же день заместитель главы ФНПР Александр Шершуков отметил, что сокращение числа мигрантов на российском рынке труда уже привело к дефициту работников в некоторых отраслях, а повысить зарплаты таким сотрудникам можно было бы за счет сокращения маржи для собственников компаний. По его словам, дающие более дешевое предложение оказываются в выигрыше, но вопрос в том, насколько оказываются в выигрыше российские работники и государство.