Электронная банковская гарантия: ЭДО набирает обороты
Минфин подготовил законопроект, который вносит изменения в Налоговый кодекс РФ (далее — НК РФ) в части применения электронной банковской гарантии (ЭБГ). Проект опубликован на едином портале для размещения проектов нормативно-правовых актов.
В статье для журнала «Экономика и жизнь» Павел Зюков, старший партнер, руководитель налоговой практики юридической компании Coleman Legal Services, председатель Комитета по налогам МГО «ОПОРА РОССИИ» дал экспертную оценку по данному вопросу.
16 декабря 2021 г. Минфин России вынес на обсуждение проект Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в целях внедрения электронной банковской гарантии».
Указанные поправки законодатели предлагают ввести в действие по истечении девяти месяцев с момента официального опубликования названного федерального закона.
Следует отметить, что институт электронной банковской гарантии был уже апробирован в рамках проводимого государством эксперимента и пользовался популярностью, поскольку таких банковских гарантий было уже оформлено на несколько сотен миллиардов рублей.
Поэтому основной целью внесения изменений в нормы НК РФ является внедрение в налоговые правоотношения более современного, а поэтому и удобного инструмента — электронной банковской гарантии, которая в обычном формате широко используется в налоговых правоотношениях. Например, банковская гарантия применяется для получения рассрочки уплаты налогов или в целях получения возмещения сумм НДС и акцизов при направлении налоговой декларации с возмещением соответствующих сумм налога.
В целом банковская гарантия в налоговых правоотношениях выступает как один из способов обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов, сборов, страховых взносов (п. 1 ст. 72 НК РФ).
Кроме того, из пояснительной записки к комментируемому законопроекту следует, что использование банковских гарантий при возмещении сумм НДС и акцизов в настоящее время увеличилось на треть, в связи с чем электронная банковская гарантия ввиду упрощения ее получения и безопасности использования сможет быть внедрена в налоговые правоотношения.
При этом, согласно положениям законопроекта, электронная банковская гарантия может быть представлена напрямую гарантом, то есть, как правило, непосредственно самим банком, а не налогоплательщиком, что позволит существенно сократить не только сроки возмещения налогов, но и финансовые затраты налогоплательщиков, связанные с оформлением и получением такой банковской гарантии.
Что касается анализа самого законопроекта, то следует отметить, что в нем изложен подробный порядок и условия предоставления электронной банковской гарантии.
В числе таких требований указано, что электронная банковская гарантия должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью того лица, которое обладает соответствующими полномочиями, а также должна быть направлена по КС.