Top.Mail.Ru
Для функционирования сайта мы применяем файлы cookies и сервисы статистики.
Продолжая его использование, Вы соглашаетесь с Политикой применения cookies и Политикой конфиденциальности.
Новости и публикации

Проверка ИФНС

Вопрос: Добрый день. ИФНС в рамках выездной налоговой проверки запросили предоставить оборотно-сальдовые ведомости в разрезе договоров, обязаны ли мы предоставлять данную информацию?

Ответ на вопрос для журнала «Финансовый директор» подготовил Валерий Провоторов, ведущий юрист налоговой практики юридической компании Coleman Legal Services:

Исходя из совокупного прочтения норм, установленных в подп. 6 п. 1 ст. 23, подп. 1 п. 1 ст. 31, п. 4, п. 12 ст. 89 и п. 1 ст. 93 НК РФ налоговые органы вправе запрашивать, а налогоплательщик обязан предоставлять проверяющим по запросу документы, связанные с правильностью исчисления и уплаты налогов. Налоговое законодательство не содержит прямой нормы, предусматирвающей обязанность по представлению таких документов, как учетная политика по бухгалтерскому учету или оборотно-сальдовая ведомость, также, как и не содержит информации о том, необходимы ли данные документы для правильности исчисления и уплаты налогов.

Анализ судебной и правоприменительной практики свидетельствует о неоднозначности подходов судов к вопросу о том, обязан ли налогоплательщик предоставлять вышеназванные документы по требованиям налоговых органов.

Конституционный Суд РФ в определении от 08.04.2010 № 441-О-О сформулировал следующую позицию: «выездная налоговая проверка ориентирована на выявление тех нарушений налогового законодательства, которые не всегда можно обнаружить в рамках камеральной налоговой проверки: для их выявления требуется углубленное изучение документов бухгалтерского и налогового учета». В письме Минфина от 11.05.2010 № 03 -02-07/1-228 ведомство настаивает, что налоговый орган вправе проверять регистры бухгалтерского учета, которые ведутся в установленном порядке с учетом учетной политики.

Схожий вывод содержится в постановление АС Центрального округа от 29.07.2015 по делу № А35-1029/2014. В данном постановлении судьи признали обоснованным привлечение к ответственности по ст. 126 НК РФ в связи с непредставлением затребованных оборотно-сальдовых ведомостей, карточек бухгалтерских счетов и анализов счетов, указывая при этом, что положения п. 6 ст. 21, п. 1 ст. 54, п. 1 ст. 93, ст. 313 НК РФ обязывают налогоплательщика вести регистры бухгалтерского учета, которыми фактически являются оборотно-сальдовые ведомости.

Инспекция, в свою очередь, имеет право проверить регистры бухгалтерского и налогового учета, которые ведутся в установленном порядке и с учетом учетной политики. В постановлении АС Поволжского округа от 13.06.2017 по делу № А72-12629/2015 суды также признали обоснованным привлечение налогоплательщика к ответственности по ст. 126 НК РФ за непредставление оборотно-сальдовых ведомостей и иных бухгалтерских документов, поскольку: налоговое законодательство не содержит точного перечня документов, который может быть истребован налоговым органом в рамках выездной проверки; бухгалтерские документы обосновывают расходы по налогу на прибыль; налогоплательщик подтвердил наличие истребуемой бухгалтерской документации.

Напротив, в постановлении АС Восточно-Сибирского округа от 28.04.2016 по делу № А78-11495/2015 судьи пришли к выводу о том, что налоговое законодательство не предусматривает, что карточки счета имеют отношения к конкретным операциям, по которым у инспекции возникли вопросы к налогоплательщику.

Следовательно, оспариваемое требование не соответствует законодательству, нарушает права и законные интересы организации, поскольку не направлено на проверку правильности исчисления и уплаты налогов.

Схожий вывод об отсутствии необходимости предоставления оборотно-сальдовых ведомостей по счетам и аналитических ведомостей по счетам содержится в постановление ФАС Московского округа от 01.03.2013 по делу № А40-12594/12-90-60. В данном постановлении суды также обратили внимание, что запрошенные документы не являются первичными и не служат основанием для определения налоговых обязательств проверяемого лица.

Таким образом, исходя из указанной судебной практики, налоговые органы вправе затребовать бухгалтерскую документацию, если такая документация необходима для правильности исчисления и уплаты налогов.

По нашему мнению, в виду неоднозначности формулировок НК РФ, а также судебной практики непредставление истребуемых документов может привести к рискам привлечения к налоговой ответственности за непредставление учетной политики по бухгалтерскому учету за 2016 — 2018 года, оборотно-сальдовых ведомостей в разрезе договоров займа за 2016 — 2018 года.

Читать статью полностью >>>

Все Новости и публикации
+7 (499) 322 88 77 info@coleman-legal.ru