Реализация автомобиля
Вопрос: Согласно п.5.1 статьи 154 НК РФ при реализации автомобилей, приобретенных у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками) для перепродажи, налоговая база определяется как разница между ценой, определяемой в соответствии со статьей 105.3 настоящего Кодекса, с учетом налога и ценой приобретения указанных автомобилей. Правильно ли мы понимаем, что данный пункт относится ко всем видам автотранспорта, включая грузовую спецтехнику? И нам непонятна отсылка к статье 105.3 по цене? под ней понимается рыночная стоимость автомобиля или что?
Ответ на вопрос для журнала «Финансовый директор» подготовил Павел Зюков, член Совета Московского отделения «ОПОРЫ РОССИИ», старший партнер, руководитель налоговой практики юридической компании Coleman Legal Services:
При реализации автомобилей, приобретенных у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками) для перепродажи, налоговая база определяется как разница между ценой, определяемой в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, с учетом налога и ценой приобретения указанных автомобилей (п. 5.1 ст. 154 НК РФ).
По нашему мнению, данный порядок определения налоговой базы по НДС применяется только в отношении автомобилей, в отношении иных транспортных средств, в том числе спецтехники, которая не относится к категории автомобилей, данный порядок не применяется.
При классификации транспортных средств в целях применения порядка определения налоговой базы по НДС, установленного п. 5.1 ст. 154 НК РФ, следует руководствоваться нормами Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации», согласно п. 2 которого:
1) транспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, регистрируются в органах ГИБДД;
2) самоходные машины, включая автомототранспортные средства с максимальной конструктивной скоростью 50 км/ч и менее (тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины и прицепы к ним), регистрируются в Гостехнадзоре.
Считаем, что нормы п. 5.1 ст. 154 НК РФ применимы только к первой категории транспортных средств.
Указанное подтверждается в постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.01.2013 по делу № А33-7071/2012 (Определением ВАС РФ от 23.05.2013 № ВАС-5884/13 отказано в передаче дела № А33-7071/2012 в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного постановления), в котором суд указал, что на автотранспортное средство бульдозер имеет паспорт самоходной машины, паспорта транспортного средства не имеет, что свидетельствует о том, что данное транспортное средство является самоходной машиной и не может быть классифицировано как автомобиль, регистрация которого производится в органах ГИБДД МВД России. Технические характеристики бульдозера свидетельствуют о том, что указанное транспортное средство предназначено только для внедорожного использования. При этом вождение таких машин на дорогах общего пользования, улицах городов, шоссе, грунтовых и гравийных дорогах не допускается.
Следовательно, бульдозер не относится к категории автомобилей, в связи с чем, отсутствуют основания для применения п.5.1 ст. 154 НК РФ.
Относительно порядка определения цены на основании положений ст. 105.3 НК РФ, отмечаем следующее.
В п. 1 ст. 105.3 НК РФ указано, что для целей НК РФ цены, применяемые в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, а также доходы (прибыль, выручка), получаемые лицами, являющимися сторонами таких сделок, признаются рыночными.
При определении налоговой базы с учетом цены товара (работы, услуги), примененной сторонами сделки для целей налогообложения, указанная цена признается рыночной, если федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, не доказано обратное либо если налогоплательщик не произвел самостоятельно корректировку сумм налога (убытка) в соответствии с п. 6 ст. 105.3 НК РФ (п. 3 ст. 105.3 НК РФ).
Таким образом, рыночной ценой автомобиля по общему правилу будет признаваться цена, установленная в договоре, сторонами которого являются лица, не признаваемые взаимозависимыми.
При этом отмечаем, что в данном случае необходимо учесть, что если стоимость перепродажи автомобиля многократно отклоняется от рыночного уровня, определяемого, в том числе в порядке, предусмотренном НК РФ, и налоговый орган обнаружит иные признаки необоснованной налоговой выгоды, то возможны негативные налоговые последствия (письмо ФНС России от 27.11.2017 № ЕД-4-13/23938@).