Риски при приобретении услуг у иностранного подрядчика
Вопрос: Российская компания приобретает услуги в электронной форме у иностранного подрядчика. Согласно законодательству такой подрядчик должен встать на учет в ФНС России и самостоятельно уплачивать НДС. Формально российская компания не может являться налоговым агентом (относится к электронным услугам).
Вопрос, какие существуют риски, если российская компания все-таки платит НДС как агент и 1) принимает к вычету НДС или 2) не принимает к вычету НДС. И в целом какие риски работы с иностранным юридическим лицом, которое отказывается регистрироваться в РФ?
Ответ на вопрос для журнала «Финансовый директор» подготовил Павел Зюков, старший партнер, руководитель налоговой практики юридической компании Coleman Legal Services, член Палаты налоговых консультантов РФ , член Европейской конфедерации налоговых консультантов, Председатель Комитета по налогам МГО «ОПОРЫ РОССИИ»:
Иностранные организации, оказывающие услуги в электронной форме, указанные в п. 1 ст. 174.2 НК РФ, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, производят исчисление и уплату налога, если обязанность по уплате налога в отношении операций по реализации указанных услуг не возложена в соответствии со ст. 174.2 НК РФ на налогового агента (п. 3 ст. 174.2 НК РФ).
На основании п. 4.6 ст. 83 НК РФ иностранная организация, оказывающая с услуги в электронной форме, местом реализации которых признается территория РФ, российским организациям (индивидуальным предпринимателям), должна быть поставлена на учет в налоговом органе.
Отвечая на вопрос о том, может ли российская компания принять к вычету НДС, уплаченный ею за иностранную организацию в качестве налогового агента, то следует отметить, что ранее ФНС России в письме от 24.04.2019 № СД-4-3/7937 изложила позицию, согласно которой в случае, если при оказании иностранной организацией услуг в электронной форме, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, покупатель самостоятельно исчислил, уплатил НДС в бюджет и принял уплаченную сумму НДС к вычету (включил в стоимость (в расходы)), то по указанным операциям у налоговых органов отсутствуют основания требовать повторной уплаты в бюджет НДС иностранной организацией и отражения ею таких операций в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, а также перерасчета налоговых обязательств у покупателя (исчисленного налога и вычета по налогу (суммы налога, включенной в стоимость (в расходы)).
То есть в данном письме ФНС России фактически разрешила российским покупателям электронных услуг самостоятельно исчислять НДС, перечислять его в бюджет и затем принимать его к вычету. Однако сразу следует обратить внимание на более позднее мнение Минфина России, отраженное в письме от 10.04.2020 № 03-07-14/28744. В частности, Минфин России отметил, что в настоящее время при оказании иностранной организацией услуг в электронной форме, исчисление и уплата налога на добавленную стоимость российской организацией в отношении данных услуг в качестве налогового агента НК РФ не предусмотрены.
Таким образом, ситуация, при которой иностранная организация отказывается вставать на учет в налоговых органах, а российская компания самостоятельно уплатит как налоговый агент НДС за такую иностранную компанию, а затем примет его к вычету, по нашему мнению, может повлечь высокие риски отказа в вычете со стороны налоговой инспекции.
Если же российская компания самостоятельно уплатит как налоговый агент НДС за иностранную компанию, а затем не будет принимать его к вычету, то в данном случае, считаем, что каких-либо налоговых рисков у нее не возникнет, поскольку всю ответственность за уплату НДС в любом случае несет только иностранная компания, а для российской компании положений об ответственности за неуплату НДС или не постановку на учет иностранной компании не предусмотрено.
Что касается риска работы в целом с иностранной компанией, которая уклоняется от постановки на учет в налоговом органе РФ, то следует обратить внимание на мнение Минфина России, изложенное в письме от 24.10.2018 № 03-07-08/76139, согласно которому в случае, если иностранная организация, оказывающая с услуги в электронной форме, местом реализации которых признается территория РФ, не встала на учет в налоговом органе, ответственность за неуплату НДС несет данная иностранная организация.