Служители Фемиды не в ладах с арифметикой
Рассмотрению судебных решений мешают пропущенные описки и опечатки
Из-за небрежного оформления гражданских дел судами первой инстанции заявители долгое время не могут их оспорить в следующих инстанциях. Документы с опечатками и арифметическими ошибками бракуются вышестоящими судами, которые в лучшем случае отправляют их на доработку, но иногда и вовсе оставляют без рассмотрения. Эксперты считают, что безграмотность молодых судей усугубляется спешкой и чрезмерной нагрузкой.
В большинстве случаев апелляция отказывалась принимать жалобы из-за обычных описок судов первой инстанции. Судьи в своих постановлениях часто путают даты вынесения решения, номера договоров, наименования сторон по делу, а порой и собственные инициалы. Было и такое, что, привлекая к участию в деле соответчиков, судьи забывали о них в итоговых судебных актах. Об этом говорится в специальном исследовании рассмотрения в судах гражданских дел.
Суды второй инстанции ежегодно возвращают десятки, а порой и сотни дел из-за небрежности в их подготовке. Например, в Татарстане суд первой инстанции, указывая на частичное удовлетворение иска, забыл указать, в какой именно его части истцу было отказано. В Тверской области апелляция отказалась рассматривать жалобу, поскольку в мотивировочной части решения были выводы о наличии оснований для взыскания компенсации морального вреда, а в резолютивной ее размер не был установлен.
По словам юриста Сергея Савченко, судебные решения порой пишутся заранее. Поэтому судья, уже имея на руках заготовку, элементарно забывает внести в нее правки. Савченко объясняет эти ошибки в том числе плохой подготовкой и низкой квалификацией судей, у которых, как известно, нет своей образовательной системы с нулевого уровня. Эксперт напомнил, что судьей может стать выпускник любого юрвуза, причем с минимальным стажем деятельности, а «еще судьями назначают бывших помощников и секретарей суда или прокурорских работников». Об этой проблеме уже писала «НГ» (см. номер от 06.11.18). Институт проблем правоприменения предлагал для обучения российских судей несколько западных моделей, однако председатель Совета судей РФ Виктор Момотов заявил, что России западные модели не подходят по их фундаментальным принципам.
Старший партнер, руководитель налоговой практики Coleman Legal Services Павел Зюков считает, что все примеры говорят о невнимательности и безграмотности судей, а также о спешке в подготовке решений. Он подчеркнул, что наиболее низкий уровень профессиональной подготовки зафиксирован у работников мировых судов, хотя именно в них рассматривается до 80% всех дел. «Проблема судебной системы – в нежелании судей вникать в дело, отсюда и такие ляпы», – пояснил эксперт. По его словам, «только увеличение размера и характера ответственности способно хотя бы как-то повлиять на уменьшение количества подобных ошибок».