Соглашение, которое обоснует выплату бонусов контрагенту
Автор статьи для журнала «Практическое налоговое планирование» Павел Зюков, старший партнер, руководитель налоговой практики юридической компании Coleman Legal Services, председатель Комитета по налогам МГО «ОПОРЫ РОССИИ».
Как документ позволит сэкономить.
По общему правилу расходы в виде премий от продавца покупателю налогоплательщики вправе учитывать в качестве внереализационных расходов. Разумеется, при условии их соответствия критериям признания расходов. Например, если они экономически обоснованы, документально подтверждены и имеют направленность на получение прибыли (п. 1 ст. 252, подп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК). Минфин разрешает учитывать в расходах только те премии, предоставление которых не противоречит законодательству РФ (письмо от 26.08.2016 № 03-03-07/49936). При этом затраты продавца по выплате премии покупателю за выполнение определенных условий договора учитываются в случае, если цена товара при этом не меняется (письмо Минфина от 14.04.2017 № 03-03-06/1/22268).
Правильно составленные договор или дополнительное соглашение с контрагентом-покупателем помогут подтвердить обоснованность расходов по выплате бонусов. Компании, выплачивающей стимулирующие премии, надо придерживаться четырех условий:
– подтвердить расходы в виде премий документально. Они должны быть экономически обоснованы и направлены на получение прибыли;
– производить выплату премий при достижении покупателем определенных условий договора;
– осуществлять выплату премий без изменения цены единицы товара;
– выплачивать премии в соответствии с законодательством РФ.
Однако инспекторы часто не соглашаются с правомерностью расходов, связанных с выплатой премий или бонусов покупателям. Компаниям приходится отстаивать позиции в суде. Причем в практике есть ряд победных для налогоплательщика аргументов. Например, если бонусы были выплачены в рамках и на условиях договора.
Пример 1. Налогоплательщик выплачивал бонусы в адрес крупнейших покупателей и учитывал их в расходах. Однако налоговики решили, что у компании нет основания для учета в расходах выплаченных бонусов. Учетная политика организации не предусматривала порядок расчета скидок, премий и бонусов. Кроме того, у налогоплательщика отсутствовали алгоритм расчета премий и конкретные экономические показатели, по которым оценивается оправданность применения премий. Наконец, компания не выплачивала премии иным
покупателям.
Впрочем, суды решили дело в пользу налогоплательщика (постановление АС Поволжского округа от 19.06.2020 № А12-25274/2019). Суды указали на то, что налоговое законодательство не позволяет инспекторам оценивать произведенные компанией расходы с позиции их экономической целесообразности, рациональности и эффективности.
При этом организация выплачивала бонусы из-за того, что на внутреннем рынке появились новые конкуренты, а собственные объемы поставок на внутренний рынок сократились. Все условия выплаты бонусов (объем закупок и отсутствие задолженности) спорные покупатели выполняли. Суд также отклонил доводы налоговиков о том, что компания не предоставляла возможность получать бонусы иным покупателям. Ведь доля остальных покупателей составляла не более 3 процентов.