Top.Mail.Ru
Для функционирования сайта мы применяем файлы cookies и сервисы статистики.
Продолжая его использование, Вы соглашаетесь с Политикой применения cookies и Политикой конфиденциальности.
Новости и публикации

Возврат товара

Вопрос:

Вас беспокоит оптовая компания, работаем в основном с сетями(хозтовары, ТНП) В одном из сетевых договоров присутствует следующий пункт(в протоколе разногласий) «Поставщик предоставляет покупателю право на возврат любого поставленного товара, нереализованного в течение 60(шестидесяти) дней с даты поставки(неликвидный товар) при условии, что сохранены его товарный вид и целостность упаковки. Возврат товара, поставленного без нарушения условий Договора со стороны поставщика, производится на основании заявления о возврате, составленном Покупателем в письменной форме и направленных поставщику посредством факсимильной связи и (или) по почте заказным письмом с уведомлением. Возврат осуществляется встречной поставкой и сопровождается расчетными документами.»

С покупателем работали на условиях: «Поставщик предоставляет Покупателю отсрочку оплаты товара до даты реализации поставленного товара в розничной сети, но не позднее 120 (ста двадцати) календарных дней с даты поставки. Оплата товара осуществляется два раза в месяц(в срок до 5 числа, следующего за отчетным периодом) и (в срок до 25 числа месяца следующего за отчетным) на основании отчета Покупателя о количестве и ассортименте товара реализованного за отчетный период (14 дней) «Покупатель на протяжении долгого периода времени не исполнял условия договора в разрезе оплаты за товар по вышеперечисленным условиям договора. По «реализации» не платил, фактическая «просрочка» выходила на 150-160 к.д.

На текущий момент Покупатель долго дебиторит (с начала декабря), мотивируя это тем что «забирайте товар», хотя товар заказывался систематически на протяжении долгого периода времени. Новый, пришедший категорийный менеджер перед новым годом «инициировал» снизить все входные цены (поставки осуществлялись по многим дистрибьюционым контрактам, по ценовой модели от заводов изготовителей, в том числе и по товару собственного производства).

Мы на это не пошли, на что получили «отсутствие платежей» с декабря месяца и инициирование возврата товара на полную сумму дебиторской задолженности. Возможно ли исходя из подписанного протокола разногласий в разрезе возврата товара, в т.ч. «сеть» не информировала нас о возврате, исходя из условий не принимать возврат по причине отсутствия инициирования возврата через 60 дней с даты каждой поставки товара, а обозначив это гораздо позднее? В том числе отсутствует заявления о возврате, составленном Покупателем в письменной форме и направленных поставщику посредством факсимильной связи и (или) по почте заказным письмом с уведомлением. Обмен информацией происходит по электронной почте. Коллеги обозначьте свое видение в разрешении данной ситуации!!

Ответ на вопрос для журнала «Финансовый директор» подготовила Яна Мякшина, старший юрисконсульт юридической компании Coleman Legal Services:

Разрешая данную ситуацию, следует исходить из буквального содержания условий, которые стороны согласовали при заключении договора поставки и добросовестного поведения при осуществлении своих прав и обязанностей. Во-первых, поставщик вправе требовать оплату поставленного товара и начислить предусмотренную договором неустойку (если предусмотрено) или проценты за пользование чужими денежными средствами после истечения периода отсрочки платежа (120 к.д.) оплаты поставленного товара.

Во-вторых, возврат нереализованного товара осуществляется при одновременном соблюдении покупателем следующих условий – сохранение товарного вида, целостности упаковки, оформление заявления и его направление поставщику, организация встречной поставки. Таким образом, требование о самовывозе нереализованного товара поставщиком не обоснованно. При встречной поставке целесообразно производить осмотр товара с участием представителей сторон, наличие повреждений, недостатков товара и упаковки отражать в письменном акте с подписью представителей сторон. В случае, встречной поставки, условие о возврате товара, в части установления сроков, может иметь двоякое толкование:

  1. Срок, составляющий 60 (шестьдесят) дней, с даты очередной поставки товара является пресекательным и его истечение влечет утрату права покупателя на возврат нереализованного товара;
  2. Сроком, составляющим 60 (шестьдесят) дней с даты очередной поставки, стороны определяют для себя только момент, когда товар признается неликвидным, с этого дня право поставщика на возврат товара возникает и длится без ограничения срока.

Более подробную оценку рисков покупателя и спрогнозировать вероятности разрешения спора возможно, ознакомившись с условиями договора, перепиской сторон и иными заслуживающими внимания фактическими обстоятельствами, исследовав положения законодательства и судебную практику. Окончательно толкование условий договора и оценку действий сторон дает суд, при этом учитывается буквальное содержание условий договора, применяется сопоставление с другими условиями и смыслом договора в целом.

В случае, если приемы буквального толкования не позволяют суду определить содержание договора, выясняется общая воля сторон с учетом цели договора. Судом могут быть приняты во внимание практика взаимоотношений сторон при исполнении договоров, переписка, обычаи. При толковании договора судом должны быть учтены пункты 43-46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 г. №49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора», общие начала гражданского законодательства, добросовестность и разумность действий сторон, судебная и правоприменительная практика. Принимая во внимание информацию, изложенную поставщиком, можно дать рекомендацию, в кратчайшие сроки направить покупателю письменную претензию с требованием оплатить поставленный товар и неустойку на период просрочки. После истечения претензионного срока обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании задолженности.

Читать статью полностью >>>

Все Новости и публикации
+7 (499) 322 88 77 info@coleman-legal.ru