Выездная налоговая проверка
Вопрос: 30.12.20 было вынесено ФНС России решение о начале выездной проверки, правильности исчисления и уплаты налогов, страховых взносов. За 2017 год никаких внеплановых проверок не проводилось. Насколько это законно?
Ответ на вопрос для журнала «Финансовый директор» подготовила Юлия Буракова, юрист юридической фирмы Coleman Legal Services.
Перед проведением выездной налоговой проверки ФНС проводит аналитическую работу по отбору интересующих ее кандидатов. При отборе ФНС руководствуется Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@, утверждающим Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок. Концепция определяет 12 критериев налоговых рисков, которые являются основой для аналитической работы.
Проведение выездной налоговой проверки регламентируется ст. 89 НК РФ. Выездная проверка проводится на основании решения руководителя налогового органа или его заместителя. В решении указывается наименование организации, в отношении которой проводится проверка, а также сам предмет выездной проверки (вопросы правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов, сборов, страховых взносов) и период, за который назначена проверка. Кроме того, в решении указываются должностные лица налогового органа, которым поручается проведение выездной налоговой проверки.
По общему правилу выездная налоговая проверка проводится за период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Исключение составляет проверка в отношении налогоплательщика — участника регионального инвестиционного проекта. Ее период не должен превышать пяти лет.
Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период, а также не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года. Таким образом, в данном случае проведение выездной налоговой проверки не противоречит закону.